Женщина вынашивает ребенка в течение девяти месяцев. И вот, наконец, этот момент настал - малыш появился на свет! Закончились месяца волнительного ожидания, с момента рождения малыша жизнь всех членов семьи меняется: рутина жизни заканчивается, каждый член семьи живет не только для себя, но и ощущает ответственность за жизнь маленького человечка.
Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры: все члены семьи видят малыша крепким, умным, активным, счастливым, здоровым. Правильное воспитание и уход, предоставленные ребенку первого года жизни, очень важны для физического развития. Поэтому будущих родителей обучают, как правильно ухаживать за ребенком и знакомят с изменениями в физическом развитии ребенка по месяцам после рождения в норме, обучают адекватно оценивать развитие малыша.
Несомненно, все близкие маленького человечка очень желают ему быть самым, самым: здоровым, счастливым, крепким, успешным. Поэтому, каждый член семьи заботится о малыше, задолго до его рождения, изучив нормы развития ребенка по месяцам. Родители ведут календарь развития своего маленького «чуда», следя за его ростом и развитием.
Периоды развития ребенка по месяцам до года
1 месяц жизни малыша
Нормальное состояние новорожденного в первый месяц его жизни - состояние сна с перерывами на кормление (карапуз кушает также в состоянии сна). Первый месяц жизни поза ребенка повторяет положение «эмбриона» - ручки и ножки прижимаются к туловищу (если их развести в разные стороны, они вскоре возвращаются в исходное положение).
Первую неделю жизни малыш практически не открывает глазки. Если же он их открывает, не пугайтесь, если глазки как будто косят - у грудничков еще нарушена фокусировка, но ребенок уже видит близко расположенные (на 20 – 25 сантиметров) объекты.
Когда ваш малыш свободно лежит и ничто его не стесняет, он может активно двигать ножками и ручками, чередуя движения с отдыхом - это нормальное состояние месячного ребенка.
Где-то на третьей неделе жизни новорожденный способен слышать голоса и звуки (слушая, он как бы замирает - прислушивается).
Все действия новорожденного ребенка - рефлекторные: хочет кушать - начинает плакать, покушал - дремлет.
Издаваемые ребенком звуки: крик, кряхтение, хмыканье – безусловно-рефлекторные реакции, цель которых, обратить внимание на ребенка: он хочет либо кушать, либо у него что-то болит, либо он просто мокрый и требует поменять памперс.
Ребенку 2 месяца от рождения
Действия, которые может выполнять ребенок в возрасте двух месяцев:
- увидев маму, ребенок улыбается;
- появляется способность фиксировать взгляд на предметах в течение 5 -10-ти секунд, следит глазками за движущимся предметом (обычно это яркая игрушка, которую двигают перед глазами ребенка из стороны в сторону);
- ручки и ножки двигаются более скоординированно;
- ручки, обычно сжатые в кулачки сразу после рождения, разжимаются и ладошка раскрывается;
- в положении лежа на животике, малыш начинает поднимать и удерживать головку до 10-ти секунд;
- появляется реакция на неречевые и речевые звуки (поворот головы, фиксирование взгляда);
- развитие речи выражается в так называемом «гулении» - ребенок издает звуки: «агу», «уа», «абу», «убу» и др.,
- основной вид общения малыша со взрослыми - с помощью улыбки, крика, плача.
Ребенку 3 месяца
На третьем месяце жизни малыш во всю улыбается знакомым, особенно маме.
- Лежа на животике, удерживает головку уже дольше - до 20 -25-ти секунд, также способен уже держать головку и в вертикальном положении - до 10-15-ти секунд.
- Более ярко проявляется реакция на движущиеся предметы: активнее поворачивает голову, тянется к игрушкам ручками, пытается их затянуть в рот.
- По-разному реагирует на разные голосовые модуляции - пение, громкий звук и другие бытовые шумы и музыку.
- Активно агукает и гулит - «разговаривает».
- Современные детки даже делают попытки сесть, правда, с помощью мамы или других взрослых.
Ребенку 4 месяца жизни
На четвертом месяце жизни малыш различает близких ему людей и незнакомых, по-разному реагируя на них: то улыбается, то плачет, то отворачивается, то тянет ручки и прочее.
- В положении на животике ребенок способен опираться на локоточки и удерживать головку приподнятой до 30 -40 секунд.
- В положении «торчком» (вертикальном) малыш также дольше удерживает головку (до 20-30 секунд).
- Малыш делает попытки самостоятельно перевернуться со спинки на животик.
- При поддержке может сидеть (но этого лучше пока не позволять малышу).
- Более осознанно и целенаправленно манипулирует с игрушками: облизывает, стучит, бросает.
- Предпочтение отдает не всем игрушкам, а выборочно.
- В развитии речевой функции появляется «лепет» - первые лепетные слова - «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
- Запоминает и реагирует на свое имя.
- Отмечается особенная привязанность к маме (особенно, если мама кормит ребенка грудью).
Ребенку 5 месяцев
В пять месяцев ваш малыш уже четко распознает близких ему людей (знакомых и незнакомых) и игрушки, по-разному на них реагируя: то улыбается, то смеется, то смотрит настороженно и т.д.
- Ребенок самостоятельно проявляет желание общения, протягивая ручки, улыбаясь, издавая звуки. Не получив желаемого, он может начать хныкать или плакать.
- Ручки и ножки двигаются более целенаправленно: карапуз берет игрушки, стучит ими, бросает; знакомится со своим телом - сосет пальчики рук, даже пальчики ножек умудряется затащить в ротик.
- Малыш уверенно поворачивается со спинки на животик, также с животика на спинку. Пытается подтягивать туловище с помощью рук (как бы начинает ползти).
- Малыш постоянно лепечет (когда не спит).
Ребенку 6 месяцев
Активность малыша увеличивается – он поворачивается к любимым игрушкам не только головой, но и переворачивается всем туловищем. Игрушки, другие предметы ребенок способен удерживать, бросать, стучать ими, перекладывать из одной ручки в другую.
- На своих родных ребенок очень ярко реагирует, особенно на маму. С незнакомыми взрослыми ребенок общается настороженно.
- Откликается на свое имя.
- Малыш начинает хорошо и уверенно сидеть, начинает ползать, подползает к интересующим его предметам и игрушкам.
- Пытается вставать, опираясь о какой-либо предмет.
- В словесном лепете появляются новые звукосочетания: «би-би», «ав-ав».
- Запоминает такие действия, как: нажал на кнопку - заиграла музыка, толкнул игрушку - она упала.