Найти на сайте: параметры поиска

Добукварный период и пальчиковая гимнастика

Добукварный период и пальчиковая гимнастика

Несомненно, что в период подготовки детской руки к письму буквы и в самом процессе обучения происходит основная нагрузка на мышцы. Пропедевтический этап связан с развитием у будущих школьников мелких мышц кисти руки, костей запястья, фаланг пальцев. Это необходимо потому, что не окончено окостенение пальцев кисти ребенка к моменту поступления в школу. В самом запястье ребенка только пять слаборазвитых точек (затем появится шестая), которые не прилегают друг к другу. Поэтому часто у детей шести лет самые элементарные изображения прямой линии и овала сопровождаются заметным дрожанием руки, в результате чего прямые линии получаются изогнутыми, а овал – не всегда замкнутым и зигзагообразным.

 

Важно продолжать приемы пальчиковой гимнастики, начиная с младшего дошкольного возраста (3 года), усложняя задания в последовательном порядке. Целесообразно и даже желательно познакомить детей с алфавитом и элементами букв самостоятельно, в домашних условиях, используя уже знакомую методику. Будет неплохо, если вы примените письмо на манке, песке, штриховку и печатание букв, научите мальца определять на ощупь элементы букв и цифр, а потом создадите целые буквы и цифры.

 

Когда ваш сын или дочь пойдет в школу, то обязательно педагоги будут проводить с ними перед непосредственными графическими упражнениями пальчиковую гимнастику, которая связана с речевым развитием первоклассников. Изображение тех же предметов, животных и птичек теперь сопровождается разучиванием и хоровым рекламированием небольших стихотворений о них. Кроме этого, перед написанием буквы, в тетрадях учитель будет предлагать подготовительные предложения:

 

 

 

Добукварный период и пальчиковая гимнастика

— письмо буквы в воздухе с открытыми и закрытыми глазами;

 

— обведение «сухим пером» (тыльной стороной ручки) крупного образца буквы в тетради;

 

— ощупывание букв из наждачной бумаги в направлении письма;

 

— письмо мокрыми кисточками по доске;

 

— письмо буквы под счет.

 

Эти манипуляции являются частью целого комплекса большой и кропотливой работы по изучению грамоте на уроках в школе, но они выполняют немаловажную творческую и подготовительную роль в процессе.

Перед началом работы учитель обязательно проработает с учениками разминку, пальчиковую гимнастику, кстати, которую часто используют как альтернативу физкультминутке. Тут можно применить упражнение «Карандаш», загадку про пальчики:

 

 

Про пальчики

 

Идут четыре братца навстречу старшему.

 

— Здравствуй, большак!

 

— Здорово, Васька-указка,

 

Петька — середка, Гришка – сиротка,

 

Да крошка Тимошка!

 

 

Учитель декламирует загадку, а затем дети повторяют хором и одновременно выполняют движения — поочередно соединяя большой палец с остальным, как будто здороваясь с ними.

 

Чтобы ознакомить детей с тетрадным листом, с линиями, в которых ученики будут писать, возможно, дать им возможность просто провести пальцем по этим линиям, словно по дорожке. Сначала медленно пройти этот путь, потом быстрее, но не сбиваться с пути:

 

   Дорожки

 

Трудно пальчик мне вести

 

Прямо по дорожке,

 

Так и хочется ему

 

Спрятаться в ладошке.

 

Я ему грожу, грожу,

 

Я его стыжу, стыжу.

 

Пальчик постыдился,

 

Взял и научился.

 

Когда ребята будут выполнять графическое задание в прописных тетрадях по выполнению мелких круглых элементов, зернышек, целесообразно вспомнить упражнение «Петушок».

 

Когда закончится ознакомление со строчными и межстрочными линиями в тетрадях, школьники приступят к письму на рабочей строке. Сравним это с плаваньем рыбки по волнам:

 

 

Упражнение « Рыбка»

 

Рыбки весело резвятся

 

В чистой тепленькой воде.

 

То сожмутся,  разожмутся,

 

То зароются в песке.

 

Голова рыбки — начало ладони, хвост – это пальчики, верхний плавник — большой палец. Ладонь и пальцы расслаблены, они извиваются и плавно двигаются. Ваш юный ученик будет неимоверно счастлив, если окажется, что его мама тоже знает такое упражнение и с удовольствием повторит его дома!

 

Добукварный период и пальчиковая гимнастика

Затем учитель знакомит деток с наклонной линией сетки тетради и на данном этапе начинается обучения элементов письменности с правильным наклоном.

 

 

Упражнение «Помощники»

 

Вот помощники мои,

 

Их как хочешь ты крути.

 

Не сидится им опять.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

 

Все работать захотели,

 

Застучали, завертели!

 

Мы построим новый дом.

 

Тили-тили-тили-бом!

 

Движения при пальчиковой гимнастике выполняются пальцами в соответствии с содержанием текста стихотворения. Для разнообразия занятия можно дополнить выполнением фигурок животных (мишка, лисичка и т.п.)

 

Дальнейший этап работы в тетради — это знакомство с полями, работа в полной сетке и изображение отдельных и соединенных элементов.

 

 

Разминка:

 

Пальчики уснули,

 

В кулачки  они свернулись.

 

Если поиграть.

 

Раз, два, три, четыре, пять-

 

Разбудили всех соседей,

 

Там проснулись шесть и семь.

 

Восемь, девять, десять-

 

Веселятся все.

 

Но пора обратно всем:

 

Десять, девять, восемь, семь.

 

Шесть калачиком свернулся,

 

Пять зевнул и отвернулся.

 

Четыре, три, два, один-

 

Снова в домике мы спим.

 

Сначала сжимаем пальцы обеих рук в кулачки. На третью строчку разгибаем  поочередно пальцы правой руки. На четвертую — шевелим ими. На пятую — стучим в левый кулачок. На шестую, седьмую — разгибаем пальцы левой руки поочередно. На восьмую — пошевелим всеми пальцами. На последних строчках сгибаем  пальцы на левой и на правой руках, поочередно.

 

Когда дети приступят к написанию правых и левых полуовалов, вспомните упражнение «Очки», «Шарик». Следующий этап – изображение длинных и коротких петель.

 

 

Выполняйте с детьми упражнение «Дождик»

 

Приплыли тучи дождевые:

 

— Лей, дождь, лей! (дети вытягивают ручки вперед, кулачками вниз)

 

Дождинки пляшут, как живые:

 

Пей, рожь, пей! (дети свободно встряхиваю кистями рук)

 

И рожь, подняв все колоски,

 

Пьет, пьет, пьет. (дети поворачивают ладони вверх)

 

А теплый дождь неугомонный

 

Льет, льет, льет. (дети снова поворачивают ладошки вверх)

 

 

Или такое упражнение «Повстречались»

 

Повстречались два котенка: мяу – мяу!,

 

Два щенка: Ав- ав!,

 

Два жеребенка: Иго-го!,

 

Два козленка: Ме – ме!,

 

Две коровы: Му – му!

 

Смотри, какие рога.

 

При этом пальчиковом упражнении на каждую строчку ребенок соединяет поочередно, начиная с мизинца, пальцы правой и левой рук. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.


 

Видео на десерт — пальчиковая гимнастика для детей

30 марта 2014 - Кусалочка
Рейтинг: 0 Голосов: 0 5846 просмотров
Комментарии (2)
Варюша # 13 октября 2017 в 13:18 0
Отличная статья, много для себя почерпнула. Раньше никогда не занималась с ребенком пальчиковой гимнастикой, теперь попробую, очень интересно, как дочь будет заниматься.
Lofko # 28 ноября 2017 в 12:19 0
Попробуйте, очень полузно детям пальчиковая гимнастика. это в дальнейшем помогает лучше писать и развитие у детей активнее происходит. не пожалеете, что траните время, при этом играясь со своим малышом.