Родился малыш — беспомощный кроха. Ребенок развивается, у него формируется собственное видение многих вещей. И вот начинаются конфликтные ситуации между ребенком и взрослыми по причине непонимания внутреннего детского мира. В возрастной период с года до трех, дети бывают капризными, упрямыми, особо любознательными. Почему? Как понять вашего кроху?
Ответы дает психолог.
С рождения к независимости
Ребенок, только родившись, своим криком заявляет: «Я — личность!». Этот живой, такой родной «комочек» имеет собственные желания (вначале — это еда и сон), но сразу после рождения новая «личность» зависит от других. Малыш растет, и вот его первое капризное — нет! — это заявление ребенка о его самостоятельности. Ваш малыш пытается вам сказать: «Я хочу сам управлять жизнью».
Ребенок учится, заставляя и вас учиться быть дипломатом в общении с малышом. Ваша забота о детке — это не только кормление, прогулки, купание, но вы должны помочь ему развиваться.
Упрямство, капризы ребенка — это не признаки плохого характера, а стремление малыша к активному познанию окружающего мира, желание заявить о себе, как о личности. Родители и остальные близкие люди должны быть особо внимательными и чуткими к ребенку, пока он еще маленький и формируется его характер. Когда малыш подрастет, он более упорно будет стараться решать вопросы самостоятельно (влиять на него будет сложнее).
Маленький ребенок— это человек с собственными желаниями, поступками. Он имеет полное право на жизнь, как и взрослые.
Задача родителей— помочь ему стать независимым.
Дети любят подражать
Ребенка нужно научить различать позитив и негатив, полезные вещи от неполезных. Для этого у ребенка должно сформироваться собственное мышление, независимое от окружающих его людей. Это непросто, но возможно с приобретением собственного опыта. Знакомясь с нормами поведения, ребенок постепенно начинает различать, что хорошо, а что — плохо.
Для воспитания независимости нужно знать не только нормы поведения
В семьях, где ребенка приучают к беспрекословному послушанию согласно понятию — “взрослый всегда прав”, есть опасность того, что ребенок вырастет безвольным человеком. Он всегда будет подчиняться взрослым, даже посторонним (он не сможет различать правильные либо неправильные действия — поступки: мнение взрослого будет для него всегда авторитетным). Будет более правильным прислушиваться к мнению ребенка, и считать его равноправной личностью. Ребенок это ощущает, он пытается отстаивать свое мнение, умеет говорить «нет» (своим близким, посторонним людям — это важно).
Таким образом, формируется способность быть независимым — то есть принимать самостоятельные решения, это сильная черта характера. Независимые люди — успешные в жизни. Успешные люди способны получать удовольствие от своей работы, негативные убеждения, как «Я не заслужил быть успешным», «Я не смогу это сделать» и другие подобные, у независимых людей не возникает.
Такие мысли рождаются у зависимых от чужого мнения людей, безынициативных, с чувством собственной неполноценности людей.
Воспитание в ребенке чувства независимости способствует дружеским, доверительным отношениям в семье.
На личность ребенка позиция зависимости давит, стремясь его подчинить чужому мнению в жизненных вопросах. Постепенно у ребенка развивается чувство беспомощности, вызывающее агрессию, сопротивление, злость — возникает конфликт в отношениях: ребенок — взрослые.
Получается такая картина: дети зависят от взрослых (родителей, старших детей, дедушек, бабушек, учителей и пр.), но этот факт зависимости вызывает у них сопротивление.
Независимость ребенка нужно поощрять
Чтобы помочь вашему малышу стать самостоятельным, вам самим нужно перестроиться: быть терпеливыми, смекалистыми, стать дипломатом, общаясь с маленьким защитником “своих прав”.
Дайте возможность ребенку проявить свою самостоятельность
Часто ребенок говорит: “Я сам” — малыш хочет помыть посуду, как это делает мама, в магазине он пытается толкать продуктовую тележку. Вот здесь и нужно быть терпеливым и внимательным — в таких действиях ребенок учится быть самостоятельным.
Довольно часто родители отвечают на рвение ребенка раздражением, не давая ему возможности что-либо сделать самому (постоянно взрослые куда — то спешат: им легче сделать самим, чем учить малыша). Чтобы ребенок вырос самостоятельным, уверенным человеком, вы должны набраться терпения и доверять малышу несложные работы, постепенно усложняя задания.
Стремление к познанию и меньше родительского надзора
Основная составляющая жизненного пути человека — поиск: изучение мира, самого себя, периодическое преодоление непредвиденных ситуаций. Пока дети маленькие, их независимость проявляется капризами, упрямством, непослушанием (особенно это видно в семьях, где присутствует авторитарный тип отношений).
Обучение: ваши требования согласуйте с возможностями ребенка
К сожалению, у многих родителей есть установка готовить ребенку его будущее, говоря: «Вот вырастет, еще спасибо скажет». Но эта фраза блокирует развитие его собственного “Я” и определяет ему узкие рамки развития. Но… у малыша его собственное развитие, индивидуальный темп развития возможностей, отличное от вашего.
Да, ребенок будет слушать вас, приспосабливаться, но полностью он не сможет выполнять ваши желания, ведь он — это отдельная ЛИЧНОСТЬ!
Выводя детей на узкую тропу развития, мы заставляем их реализовывать наши мечты, а не их собственные.
Каким же образом ваш малыш может узнать свой путь, предписанный судьбой именно ему?
Поэтому, воспитывая малыша, не забывайте: родившись, ребенок начинает собственную жизнь, а ваша обязанность — помочь ему в этом мире адаптироваться.
Решаем важные вопросы вместе, ребенок также имеет право голоса с правом выбора
Важной чертой характера является чувство ответственности за совершенные действия (слова, поступки), этому нужно учить детей уже в раннем возрасте. Для этого при решении определенных вопросов в семье позволяйте ребенку высказывать свое видение, чтобы он с детских лет знал о своем праве голоса и праве выбора, но — с четким понятием разницы между правом голоса и правом выбора.
Что это значит?
Вопросы, доступные ребенку, дать возможность решать ему самому — это его право выбора. Приоритетными для взрослых являются вопросы, связанные с благополучием ребенка, тогда малыш может принять ваш выбор либо нет, что зависит от ситуации.
Например: ребенок трех лет может сам выбрать себе место прогулки, из предложенных двух комплектов одежды малыш сам выбирает один, также ваш ребенок сам выберет среди предложенных блюд понравившееся ему.
Важно правильно обращаться к малышу во время разговора.
Например: вы собираетесь гулять. Часто родители обращаются так: «Одевайся, идем гулять» — довольно часто ребенок говорит — «нет» или не обращает внимания на ваши слова.
Правильнее сказать так: «Я одеваюсь на прогулку. Чем будешь заниматься ты?» Обращаясь так к ребенку, вы показываете, что он может сам сделать выбор. От прямых и настойчивых приказаний (требований) рекомендуем отказаться.
Учим ребенка преодолевать встречающиеся на жизненном пути сложности
Дети всегда очень подвижны, любопытны. Когда ребенок падает, не спешите его поднимать — не пугайте малыша и не пугайтесь сами. Предоставьте ему свободу действия, пусть приложит усилие, проявит желание, силу воли, и поднимется сам. Дети очень настойчивы и не ведают страха (если их не запугивать) и, когда у ребенка не получается подняться с первого раза, он пробует снова и не сдается (так ребенок учится не бояться препятствий).
Не требуйте моментального выполнения родительских советов
Уместны изречения известных людей: « Железо ржавеет, если его не используют, вода без течения гниет — превращается в болото, ум человека, не развиваясь — чахнет».Позвольте вашему ребенку не выполнять слепо ваши советы, а принять свое решения. Конечно, наша обязанность — показывать и рассказывать о предполагаемых последствиях определенных решений. Ребенок выслушивает нас, но основное решение остается за ним.
Будем терпеливы — ребенок на деле поймет и оценит данные советы и предупреждения
Высказывая одни и те же замечания ребенку, мы вызываем ответную агрессию: ребенок начинает протестовать, перестает слушаться, капризничает. Попробуйте мысленно оказаться на его месте: нам, взрослым, тоже не нравятся замечания бабушек, дедушек, их контроль в отношении нашего воспитания детей — они считают, что мы неправильно одели малыша, не вовремя накормили его и т.д.
Уважайте личное пространство малыша
Каждый человек (и даже ребенок) нуждается в личном пространстве. Ошибочно считать, что нам нужно знать о детях все, чтобы защитить их от непредвиденных обстоятельств. Нужно уважать своего малыша, входя на его территорию (комнату или уголок в квартире), нужно предварительно получить согласие ребенка. Если вы излишне, навязчиво контролируете чадо, он со временем может стать неискренним с вами, станет скрытным, начнет обманывать вас. Чем усерднее вы вмешиваетесь в личную жизнь ребенка, тем настойчивее он будет защищать свою свободу.
Станьте своему ребенку другом, советуйтесь с ним. В ответ на ваше доверие и он будет доверять вам, рассказывая о своей жизни, тревогах, станет советоваться с вами.
Нужно уметь сказать ребенку ”нет”
Ваш малыш еще не умеет различать хорошие и плохие поступки. Он только начинает знакомиться с миром, с правилами поведения в этом мире.
Близкие люди при общении должны быть спокойными и твердыми с маленьким человечком. Спокойно запрещая ребенку неправильные, плохие действия, они тем самым способствуют знакомству и усвоению им личного видения картины мира.
Возникают ситуации, когда ребенку нужно сказать: “нет”. Если же ребенку все позволяется, то и сам ребенок по жизни не сможет говорить “нет”, даже если это необходимо. Ему трудно будет различать хорошие и плохие поступки, поэтому он будет попадать в нежелательные ситуации.
Советы вашему ребенку давайте осторожно: к любой проблеме (даже небольшой) ребенка отнеситесь серьезно, выслушайте озабоченность малыша, а затем попытайтесь узнать о его возможном решении проблемы.