Всесторонне развитую личность ребенка хотят воспитать все родители. Обучать и развивать можно с самых пеленок. Применяя различные системы и методики. Какие лучше выбрать, решать самим родителям. Предлагаем рассмотреть самые известные развивающие методики для детей и их изъяны.
Методика Марии Монтессори
Итальянский педагог, Мария Монтессори работая в детском саду для больных и ослабленных детей, создала свою педагогическую систему. В основе, которой высказывание — "я сделаю это сам, а ты мне помоги". Необходимо обеспечить ребенку условия, соответствующие его возрасту, где он сам приобретает жизненный опыт, может сопоставлять неодинаковые предметы по форме, цветовой гамме, величине, а также развивает физические, моторно-сенсорные навыки.
В основе данной методики лежит развитие мелкой моторики рук, образного мышления.
Видео о методике Монтессори
Огромным недостатком в методике Монтессори служит отсутствие спонтанных творческих игр, рисования, а также чтение художественной литературы. По этой методике дети должны получать из книг только необходимую информацию.
Книги, раскрывающие методику М. Монтессори: «Дом ребенка. Метод научной педагогики», «Впитывающий разум ребенка».
Методика Глена Домана
Американский военный врач, работающий в «Институте ускоренного развития ребенка» лечил детей с травмами головного мозга. Совместно со своими сотрудниками разработал методику, доказывая, что стимуляцией одного из органов чувств, добиваемся резкого усиления активности головного мозга.
Рекомендации для начала занятия Г. Доман даёт такие: «Чем раньше, тем лучше».
Суть занятий сводится к тому, что на карточках крупным шрифтом красного цвета начерчены слова. Карточки четко озвучиваются и показываются ребенку 1 секунду. На одном занятии изучается пять слов. В день таких занятий может быть от 3 до 5 согласно возрасту.
Основа данной развивающей методики — развитие лингвистических и математических способностей у детей, подача энциклопедических знаний.
Недостатком методики Г. Домана является развитие только одного зрительного компонента. Эмоциональные, исследовательские компоненты отсутствуют. Плюс в данной методике ребенок насыщается фактами, становится «ходячей энциклопедией», но совершенно при этом не знает, как применить их на практике.
Более конкретно данная развивающая методика раскрыта в книгах Глена Домана: «Как научить ребенка читать», «Гармоничное развитие ребенка. Как сделать ребенка физически совершенным».
Методика Сесиль Браи-Лупан
Бельгийская актриса, воспитывая своих дочерей, поставила для себя задачу развить их интеллект и при этом сохранить психологическое здоровье.
На своих детях она апробировала методику Г. Домана и переделала ее на свой лад. Главная задача этой методики — развитие ребенка на интересах, учитывая его индивидуальность. Например: ребенка заинтересовал звук — шуршание пакета. Проведем аналогию. Шуршим газетой, пленкой, тканью. Для занятий по данной методике определенных материалов не требуется. Подойдет всё, что мы имеем в доме.
Минусом данной методики является плаванье ребенка с пеленок, так как на это не все мамы решаются.
В книге Сесиль Браи-Лупан «Поверь в своё дитя» вы найдете полное описание методики.
Система Никитиных Бориса Павловича и Лены Алексеевны
Русские педагоги разработали свою систему развития, применив её на воспитании своих семерых детей.
В основе данной системы лежит закаливание, физические игры и головоломки.
Игры на развитие образно-логического мышления. Построение их идет по методу «от простого к сложному». Все игры представлены задачами, которые необходимо решить с помощью кубиков, квадратов, разных деталей конструктора. Игры рассчитаны на общую игру ребенка и родителя. Поуровневые, где пройдя один уровень, переходим на следующий, дальше, уровни совершенствуем.
Видео о системе Никитиных
Недостатком является развитость только логического и образного мышления. Данная система не предполагает развитие лингвистических и математических способностей. Физическое развитие ребенка на основе закаливания жестковато.
Книги о системе Никитин Б.П. «Интеллектуальные игры», Никитин Б.П., Никитина Л.А. «Мы, наши дети и внуки».
Методика Николая Зайцева
Русский педагог-новатор предлагает принцип обучения чтению "складовой", по кубикам. На гранях кубика нанесена пара букв: согласная + гласная, одна буква, согласная + мягкий или твердый знак. Кубики имеют отличия по звучанию, размеру и цвету. Это помогает детям четко понять, где гласные и согласные, звонкие и мягкие.
Складывая буквы, дети с трех лет начинают читать. А если заниматься по ним с годовалым ребенком, то он начнет говорить и читать одновременно.
Видео о методике Н. Зайцева
Еще большим достижением Н. Зайцева является система таблиц по математике. Где показаны числа их свойства и действия. Пособия Зайцева являются большим подспорьем для развития ребенка.
Недостатком считается трудное восприятие фонетического разбора слова при обучении в школе, так как ребенок не знает его буквенного состава.
Подробно изучить развивающую методику можно в учебнике Н.Зайцева «Развиваем ребенка дома (0-7 лет)».
Каждая методика хороша по-своему. Выбирая ту или иную, полагаться нужно на здравый смысл. Можно создать свою, взяв всё хорошее из описанных систем развития детей. Главное, чтобы занятия были интересными и систематическими.